無限の彼方で交差する平行線2011-03-07

 ≪Между тем находились и находятся даже и теперь геометры и философы и даже из замечательнейших, которые сомневаются в том, чтобы вся вселенная, или ещё обширенее, - всё бытие было создано лишь по эвклидовой геометрии, осмеливаются даже мечтать, что две параллельные линии, которые по Эвклиду ни за что не могут сойтись на земле, может быть, и сошлись бы где-нибудь в беспоконечности.≫


<試訳> 「ところが、宇宙全体が、あるいはさらに広義に、実在するもの全てがユークリッド幾何学に基づいてのみ創られたという事に疑いを持つ幾何学者や哲学者がかつていたし今だっているんだ、それも並はずれて優れた学者の中にもさ。その人たちは大胆に空想さえしているんだよ、ユークリッドによって地上では決して交わり得ないとされる2本の平行線が、どこか無限の彼方では交差するかも知れないとね」

・ この時代にこのような話題を登場人物に語らせている事に驚きます。神について個人の信仰の問題だけでなく科学や哲学の領域に立ち至って深く考え抜いた作者の姿がイワンに反映しているように思います。