地上の天使に話さなければ2010-02-11

ドミートリィの激白が続く

≪Слушай, Алёша, слушай, брат. Тепепь намерен уже все говорить. Ибо хоть кому-нибудь надо же сказать. Ангелу в небе я уже сказал, но надо сказать и ангелу на земле. Ты ангел на земле. Ты выслушаешь , ты рассудишь и ты простишь... А мне того и надо, чтобы меня кто-нибудь высший простил.≫

<試訳> 聞いてくれアリョーシャ、聞いてくれ弟よ。今はもう全部喋るつもりなんだ。誰かに話さなけりゃならないんだ。天上の天使に俺はもう話したんだが、地上の天使にも話してしまわないとな。お前は地上の天使なんだ。すっかり聞いて判断してそして赦してくれ・・・。俺にとっては、誰か気高い人に赦してもらうことが必要なんだ。

ドミートリィはアリョーシャを「地上の天使・・・気高い人・・・」と言い、さらに赦しまで求めるのです。イワンもカテリーナもグルーシェンカもフョードルもアリョーシャに真情を吐露する場面があります。アリョーシャは読者に代わってそれぞれの人間の心の内を聞き、物語を紡いでいることに気付きます。ゾシマ長老が彼に遺した言葉が思い起こされます。