恋じゃなかったのかも知れない2011-02-21

 ≪- Да почем же я знал, что я её вовсе не люблю! Хе-хе! Вот и оказалось, что нет. А ведь как она мне нравилась! Как она мне даже давеча нравилась, когда я речь чтиал. И знаешь ли, и теперь нравится ужасно, - а между тем, как легко от неё уехать. Ты думаешь, я фанфароню?
- Нет. Только это может быть не любовь была.
- Алёшка, - засмеялся Иван, - не пускайся в рассуждения о любви! Тебе неприлично. Давеча-то, ты выскочил, ай! ≫

<試訳> 「なぜかって言うと、僕が彼女を全然愛してやしない事が分ったからさ! へへっ! それがはっきりしたんだよ。あんなに好きだったのにな!演説をぶっていたあの時でさえ僕は大いに好きだった。今だって恐ろしく好きなんだって事がお前に分るかい。それなのに彼女といとも簡単に別れたもんだ。大袈裟に言ってると思うだろう」
「いいえ。ただ、それは恋じゃなかったのかも知れません」
「アリョーシカ」イワンは笑い出して言った「恋について議論をするのはやめとけ! お前には不謹慎だ。さっきあの時だってお前は出しゃばり過ぎたぞ、全く!」

・ 失った恋について揺れる心情を語るイワンに口を挟もうとしてアリョーシャが諫められます。ここでも彼は格好の聞き役となっています。こうして彼が多くの人の間を巡って学んで成長し、主人公として主体的に物語を動かすのは、作者が予定していて書かれなかった続編でだったのでしょう。