僕の狭い心のせいさ2012-11-10

 ≪- Я не как судья тебе встал говорить, а сам как последний из подсудимых. Кто я пред нею? Я шёл сюда, чтобы погибнуть и говорил: "пусть, пусть!" и это из-за моего малодушия, а она, через пять лет муки, только что кто-то первый пришёл и ей искреннее слово сказал - всё простила, всё забыла и плачет! Обидчик её воротился, зовёт её, и она всё прощает ему и спешит к нему в радости, и не возьмёт ножа, не возьмёт! нет, я не таков. Я не знаю, таков ли ты, Миша, но я не таков!≫

<試訳> 「僕は裁く者として君に言おうと立ちあがったんじゃないよ、それより僕自身が裁かれるべき最悪の者だよ。この人を前にして僕は一体何様だろう。僕がここに来たのは、自分を堕落させて“ かまうもんか、かまうもんか!” と言うためだった。これは僕の狭い心のせいさ。ところがこの人は五年も苦悩したのに、誰かが初めてやって来て心からの言葉をかけると全てを赦したんだ、何もかも忘れて泣いてるじゃないか! 自分を棄てた男が戻って来てこの人を呼ぶと、その元へ喜んで急ごうとしている、ナイフなんか持たずにね、持って行くもんか! ところが僕はとてもそうはできない。ミーシャ、君はどうか知らないけど、僕はそのような人間じゃないよ!」

・ 苦しみを受けながらも相手を赦そうとするグルーシェンカを前にアリョーシャが自らを省みます。どんな人にも気高さを見出して敬う彼の姿は、作者の信念を体現していると言えるでしょう。